В последнее время в России уделяется повышенное внимание вопросам информационного развития и совершенствованию гражданского законодательства. В связи с этим, существует несколько аспектов, требующих законодательного урегулирования, включая правовой статус доменных имен.
На данный момент отсутствует четкое законодательное понятие «доменное имя», и правовое регулирование доменов представлено лишь в контексте соотношения доменных имен и товарных знаков или мест происхождения товаров, согласно статьям 1483, 1484 и 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Существуют различные точки зрения относительно целесообразности введения законодательного определения доменных имен и их регулирования в рамках института интеллектуальной собственности. Некоторые эксперты, включая RU-Center, указывают на нецелесообразность такого подхода.
Важно отметить, что в России зарегистрировано более миллиона доменных имен второго уровня, и некоторые из них имеют высокую посещаемость. С доменными именами также связаны крупные сделки.
Еще одним важным вопросом является определение условий привлечения к ответственности провайдеров и лиц, обеспечивающих доступ к сетям и размещение объектов в Интернете. Этот вопрос требует дальнейшего законодательного развития.
Для обеспечения актуальности законодательства и его соответствия развивающимся технологиям, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев выдал Указ № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ». Этот Указ поручил Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разработать концепцию развития гражданского законодательства и провести обсуждение этой концепции с участием специалистов и ученых в области частного права.
В соответствии с Указом № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ», был разработан Протокол от 13.05.2009 года, рекомендованный Президиумом Совета при Президенте РФ для обсуждения и опубликования. В этом Протоколе поднимается вопрос о необходимости законодательного регулирования понятия доменных имен и их отнесения к средствам индивидуализации с особым правовым режимом.
Протокол также предлагает внести изменения в законодательство, которые обязали бы провайдеров реагировать оперативно на претензии правообладателей, под угрозой возможного привлечения их к ответственности за нарушение исключительных прав. Отмечается, что возникают практические вопросы, связанные с оборотоспособностью некоторых интеллектуальных прав.
Важным моментом является также стремление России к созданию и развитию информационного общества, конкурентоспособной продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, что указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Это подразумевает не только развитие технологий, но и законодательное обеспечение их использования и защиты.
Президентом также была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», и создан Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества, в который вовлечены представители бизнеса. Кроме того, утвержден перечень государственных услуг и/или функций, которые могут осуществляться с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Высший Арбитражный суд РФ также внедряет современные технологии, начиная прием исковых заявлений по электронной почте, что демонстрирует стремление к более эффективной работе в условиях информационного развития.
Елена Бочарова,
Руководитель юридический службы Компании ABBYY,
Арбитражный заседатель
mourr@rambler.ru