ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОТЕРАПИИ

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОТЕРАПИИ

Конечно, любой, кто интересуется литературой, посвященной общим вопросам психотерапии, встречал тексты, где рассматриваются и обосновываются профессиональные требования к психотерапевтам. Соблюдение норм и стандартов в психотерапии имеет большое значение. Одной из ключевых задач является урегулирование степени власти, которую психотерапевты могут иметь над своими клиентами, и это ограничивается рамками терапевтической необходимости.

С одной стороны, компетентность психотерапевта включает в себя надежное владение психотерапевтическим инструментарием, включая техники, методы и теорию. Эта компетентность обычно подтверждается соответствующими сертификатами, дипломами и лицензиями.

В некоторых случаях этот набор образовательных требований может включать и дополнительные гуманитарные знания. Например, образование в области психоанализа, согласно Фрейду, должно было включать в себя не только психиатрию и психологию, но и такие дисциплины, как история цивилизации, мифология, психология религии, история и литературная критика. Иногда эти образовательные требования расширяют горизонты и подчеркивают стремление психотерапии к тому, чтобы стать частью культуры, а не просто методом практики. Важно отметить, что не всегда можно объяснить, как такие гуманитарные знания могут повлиять на результаты терапии. Ведь есть методы, которые обходятся без этой дополнительной гуманитарной подготовки.

Другой аспект требований касается морально-этических норм. Особое внимание уделяется правилам, регулирующим отношения между психотерапевтом и клиентом в контексте гонораров, соблюдения медицинской тайны и запрету на нетерапевтические отношения, включая сексуальные. Это является важным аспектом и подчеркивает особое положение психотерапии в медицинской практике. В отличие от других медицинских специальностей, психотерапия может быть более подвержена опасности развития нетерапевтических отношений, особенно сексуальных, из-за того, как интимно связаны эмоциональные аспекты этой практики.

Интересно отметить, что, несмотря на строгие запреты, иногда случаются случаи, когда психотерапевты нарушают эти этические нормы и устанавливают с клиентами нетерапевтические отношения, включая сексуальные. Это может быть обусловлено соблазном укрепить свою иллюзию власти над клиентом через физическое доминирование.

Часто можно наблюдать, что успешные психотерапевты, кажется, не всегда соответствуют общепринятым стандартам профессиональной компетентности. В других случаях, хотя практика психотерапевта может выглядеть профессионально адекватной, успех объясняется чем-то более глубоким и несомненно, чем-то, что выходит за рамки просто профессиональных навыков.

Здесь часто упоминают о так называемом «воздействии личности» психотерапевта. Однако при ближайшем рассмотрении понимаем, что этот термин остается довольно абстрактным и не дает конкретного ответа на вопрос о том, что именно составляет силу этого воздействия. Намечается, что это может быть связано с индивидуальными характеристиками психотерапевта, которые делают его привлекательным и влиятельным на клиентов. Важно помнить, что эта сила воздействия может быть трудно объяснимой и варьироваться от случая к случаю.

 

Макс Вебер выделял три типа общественного господства, которые оказывают влияние на организацию общества и лидерство:

  • Легитимный тип — этот тип характеризуется легитимностью власти, основанной на законах и правилах, которые обеспечивают стабильность и порядок. Он типичен для буржуазных демократических систем, где власть подчиняется правовым нормам, а не конкретной личности.
  • Традиционный тип — этот тип господства основан на долгой истории традиций и вере в священность установившихся обычаев и исторических форм управления. Примером могут служить феодальные общества с их иерархией и унаследованными правами.
  • Харизматический тип — этот тип господства основан на вере в необычные качества и способности лидера, его «харизму». Лидер считается исключительным и вдохновляющим, и его воля принимается безоговорочно. Характерен для тоталитарных режимов и обществ, где лидер имеет абсолютную власть.

Слово «харизма» было заимствовано социологами из религиозного контекста, где оно обозначало божественные дары и силы. Однако в социологии Макса Вебера это понятие приобрело другое значение. Харизматический лидер считается обладающим особыми дарами, такими как пророческие способности и выдающаяся воля. Эти лидеры могут быть основателями религий, великими политическими или военными деятелями. Интересно, что харизма как свойство личности не привязана к конкретной сфере деятельности или моральной ценности — она может проявляться как в святых пророках, так и в лидерах, ответственных за ужасные преступления.

Макс Вебер, в своей работе, определил харизму как качество личности, которое воспринимается как необычное и сверхъестественное, обусловленное особыми способностями и свойствами, которые недоступны другим людям (М. Weber, 1988, с. 139). Это определение подчеркивает, что харизма оценивается внешними наблюдателями и основана на восприятии, а не на конкретных сверхъестественных способностях.

Следует обратить внимание, что харизматическая личность может создать впечатление обладания такими свойствами, даже если они не являются реальными. Таким образом, харизматический лидер может убедить других в том, что он обладает необычайными качествами, даже если это всего лишь иллюзия.

Следует также отметить, что харизма не обязательно связана с высоким положением в обществе или исторической значимостью. Это свойство личности, которое может проявляться в разных сферах деятельности и иметь различное моральное содержание. Харизматическая личность может быть как святым пророком, так и политическим лидером, военным деятелем или даже человеком, ответственным за преступные действия.

Тем не менее, важно отметить, что харизматическая проблематика часто ассоциируется с лидерами и героями истории, исключительными личностями и «культом великих людей». Однако данная концепция не обязательно связана с выдающимися фигурами и может применяться и в менее заметных контекстах, таких как сфера психотерапии.

Важной задачей является демистификация понятия харизмы и освобождение его от гиперболизации. Харизма — это не всегда явление иерархической важности или «культа великих людей». Она может проявляться в разных сферах жизни и оказывать влияние в самых разнообразных контекстах. Эта концепция помогает нам лучше понимать влияние харизматических личностей в обществе и их роль в формировании групп и сообществ.

В нарративах, рассказывающих о создании психотерапевтических школ, новые идеи и методы обычно преподносятся не как произвольное творчество автора, а как результат долгой исследовательской работы. Подчеркивается, что эти идеи возникли в результате критической оценки устаревших подходов и были представлены как нечто благотворное и необходимое. Эта пропагандистская миссия подчеркивает важность харизматической личности, которая становится востребованной в ситуации, где новая идеология и методы еще не получили научного подтверждения и столкнулись с сопротивлением консервативных сторонников устаревших подходов.

Психотерапия, как отрасль, имеет свою особенную маргинальность, что также создает спрос на харизму. В сравнении с другими областями медицины, психотерапия обладает менее четкими и однозначными методами и результатами. Пациенты, обращающиеся за помощью, часто ожидают нечто большее, чем просто приемлемый уровень знаний и навыков у терапевта. Они верят (или хотя бы надеются), что психотерапевт обладает чем-то особым, не поддающимся объяснению рациональными средствами, что позволяет ему воздействовать на пациента на уровне, превышающем обыденные технические методы. Это предполагаемое «чудесное» влияние создает спрос на харизматических личностей в психотерапии.

Интересно отметить, что пациенты часто приписывают психотерапевту способность «обладать гипнозом» или иными необычными способностями. Это свидетельствует о том, что они изначально настроены на восприятие терапевта как харизматической личности, способной оказывать особое, не объяснимое рационально, воздействие. Таким образом, пациенты видят в терапевте не просто специалиста, но и харизматического лидера, обладающего необычными способностями.

Легко предположить, что пациент, обращаясь к психоаналитику, ожидает от него не просто «анализа», но и обладания каким-то особым «знанием». В восприятии пациента, психоаналитик как будто бы имеет доступ к таинственным знаниям, которые позволяют ему проникнуть в скрытые механизмы, управляющие жизнью пациента. Именно это влияние на сознание пациента будет иметь решающее значение для успешного исхода терапии. Предполагаемая способность аналитика «владеть» анализом, скрытыми знаниями, создает ожидание среди пациентов.

Важно отметить, что существуют два основных вектора харизматического влияния в психотерапии: один направлен на последователей и учеников, а другой – на пациентов. Харизматическая личность может привлечь как будущих терапевтов, которые верят в ее способности и хотят учиться у нее, так и пациентов, ожидающих особого воздействия и перемен в своем сознании.

Важной характеристикой харизматической личности в контексте психотерапии является ее способность изменять состояние сознания. Пациенты, подверженные воздействию харизматического терапевта, часто находятся в особом настроении, которое выходит за рамки обычного восприятия реальности. Это состояние позволяет харизматической личности более эффективно воздействовать на пациента и углублять процесс терапии.

Харизматические терапевты, отобранные пациентами, часто стремятся теоретически обосновать свой успех и создать новые терминологии, чтобы закрепить свое господство в психотерапевтической области. Успех в терапии становится средством легитимации их новых идей и теорий. Например, успехи Анны О. и Элизабет фон Р. в психоанализе послужили основой для расширения метапсихологии психоанализа и развития новых концепций, таких как Я и Оно, тотем и табу, Эрос и Танатос.

Спрос на харизматическую личность в общественной жизни часто возникает в контексте кризисных ситуаций. Когда общество сталкивается с трудностями и неопределенностью, оно ищет лидера, способного преодолеть трудности и объединить людей. В психотерапии ситуация аналогична, поскольку пациенты обращаются за помощью, когда находятся в кризисе. С одной стороны, пациенты ожидают, что терапевт обладает особыми способностями, которые помогут им преодолеть трудности. С другой стороны, сами терапевты ищут методы и идеи, которые позволят им успешно помогать пациентам.

Считается, что харизма является свойством, которое либо присутствует, либо отсутствует, и нельзя влиять на её наличие или выраженность. Однако это мнение не учитывает тот факт, что харизматические способности могут быть развиты и усилены. Подход, согласно которому харизма является исключительно врожденным свойством, можно рассматривать как устаревший и недостаточно информированный. Не существует методов, позволяющих заранее определить харизматического лидера в какой-либо сфере, но это не означает, что харизму нельзя развивать и углублять.

Теоретически можно рассматривать харизматические способности как часть шкалы, на одном конце которой находится сильно выраженная харизма, а на другом — отсутствие харизмы, возможно, даже «харизматическую дебильность». Исследования в этой области могли бы помочь понять, какие факторы способствуют развитию харизмы и как её можно усилить, что в свою очередь может быть полезным для практической работы.

 

Существует широкий спектр толкований источника харизмы, который зависит от мировоззренческих взглядов. В этом контексте мы можем выделить несколько основных точек зрения.

  • Мистический подход: Харизма рассматривается как дарованная высшими сущностями способность, которая недоступна для рационального понимания. Она воспринимается как нечто трансцендентное и имманентное, то есть связанное с божественными или сверхъестественными силами. Этот взгляд подразумевает, что харизма нельзя объяснить рационально и она не подлежит сомнению или критике.
  • Сравнение с другими одаренностями: Харизма рассматривается как аналогичная литературной или артистической одаренности. В этом случае она воспринимается как особый вид способностей, которые могут быть развиты и углублены. Этот подход смотрит на харизму с более прагматичной точки зрения, где она может быть в какой-то степени объяснена и развита.
  • Тренинг и развитие: Согласно этому подходу, харизма не является врожденным свойством, а скорее суммой конкретных параметров и навыков, которые можно развивать через тренинг и обучение. Здесь харизма рассматривается как результат целенаправленных усилий, и нет ничего невозможного в тренировке харизматических навыков.

Важно отметить, что независимо от того, какой точки зрения придерживаться, работа с харизмой, её развитие и углубление могут быть целесообразными. Этот феномен может быть изучен и анализирован с целью определения факторов, влияющих на его развитие. Независимо от исходных предположений, вопрос о харизме остается актуальным и может быть освещен различными точками зрения, что способствует обогащению дискуссии в этой области.

 

Александр Сосланд
Источник: psylib.org.ua

personafactor.ru