Для того чтобы начать размышления о роли дилетанта и понять ее смысл и значение, давайте вначале придадим этой позиции определенный вес. Следует также разобраться в том, как устанавливаются взаимоотношения между тремя ключевыми фигурами: дилетантом, профессионалом и мастером.
Кто, собственно, стоит на противоположной стороне дилетанта? Очевидно, это профессионал. Однако стоит обратить внимание на то, что это не мастер. Почему так? Просто потому, что снисходительное и немного ироническое отношение, иногда проявляемое профессионалом к любителям, возможно только при условии, что профессионал абсолютно уверен в своих знаниях. Он считает, что знает, если не все, то почти все, и маловероятно, что кто-то из обывателей способен на что-то новое и оригинальное. В то время как мастер всегда настроен на поиск истины и открытие нового, а именно это отличает дилетанта. Дилетант обладает невинностью и свежестью взгляда, а его сознание не обременено фундаментальными знаниями. Если вы почувствовали у себя даже мимолетное стремление к власти всезнайства, я призываю вас немедленно каиться! Ведь стать мастером невозможно, если вы не сможете избавиться от этой тяги к всезнайству. И достойной целью для каждого человека является именно становление мастером.
Какую истину может обнаружить или выразить дилетант? Это важный вопрос. Мне сложно представить ситуацию, в которой я бы прислушалась к мнению дилетанта в области, требующей специальных знаний. Однако существуют определенные хирургические вопросы, которые могли бы заставить меня призадуматься и отклониться от моей профессиональной одержимости. Например, вопрос о смысле новой технологии или метода. Я считаю, что дилетант, подобно ребенку, задавший такой на первый взгляд наивный и неподходящий вопрос, может вернуть профессионала к осмыслению смысла его работы, что может потеряться в процессе стремления к техническому совершенству.
И последнее замечание: мастер — это результат синтеза профессионализма и дилетантства. В профессионале часто отсутствует парадокс, который характерен для мастера. Профессионал — это надежная технология, а дилетант — это память о смысле. Мастер же является носителем великой идеи, которая нашла свое воплощение в уникальной технологии.
Моя роль как дилетанта
Мне предстоит не мало сказать на эту тему. Мои знания в области маркетинга довольно скромны и ограничиваются обычными представлениями среднего человека, незнакомого с этой наукой на глубоком уровне. Однако меня глубоко интересует тема выявления закономерностей в функционировании человеческого сознания и, конечно же, практические инструменты воздействия на него. Благодаря моей профессии как коуча-консультанта, я находся в центре исследования и развития человеческой личности. К тому же, маркетинг и мир развития личности имеют много общего, хотя и разные цели. Эти области вызывают мое глубокое интерес и увлечение. Еще одной причиной, побудившей меня высказать несколько идей по созданию бренда, является тесная связь этой темы с мифологией, что делает ее столь же увлекательной, сколь и сложной перспективой.
Миф — вымысел или реальность
Современный человек, погрузившийся в вихрь технического прогресса, часто относится к мифам с недоверием и скепсисом. В наше время можно сказать, что люди массово поражены «мифофобией», особенно те, кто обладает неким уровнем образования. Тем не менее, существуют и те, кто менее предвзято относится к мифам. Эти люди могут с интересом посещать колдунов, ясновидящих и других представителей мистики. В то время как образованные люди можно подразделить на три категории:
- Те, кто делает это скрытно, чувствуя некий стыд за свою слабость, но при этом не могут удержаться от соблазна пообщаться с миром мифов.
- Те, кто стоически отказываются от соблазна погрузиться в мир мифов, но внутренне ощущают тоску и любопытство.
- Те, кто гордо отрицают всякое отношение к мифическим представлениям и считают себя неприкосновенными от влияния мифов.
Не буду оригинальной, если скажу, что мифологическое мышление считается одним из самых древних и примитивных форм мышления. Для современного человека может показаться смешным слушать рассказы о «карго культах» на островах Тихого океана, где местные жители поклоняются предметам, напоминающим самолеты, и верят, что этот ритуал принесет им изобилие и блаженство. Мы, кажется, слишком разумны, чтобы верить в подобные «глупости».
Оставив позади столь непосредственное и чувственное восприятие, мы не можем полностью отказаться от мифов, и это неизбежно, поскольку они являются неотъемлемой частью человеческой культуры и сознания. Проблема заключается в том, что, отказавшись от «примитивного» мировосприятия, мы потеряли способность различать миф как вымысел и истинный, сакральный миф. Внезапно выяснилось, что необразованный «варвар» обладает более глубоким пониманием мифов, чем мы с нашими университетскими дипломами. Он никогда не путает одно с другим, потому что такая путаница имеет серьезные последствия для его жизни и создает смысловую дезориентацию.
Истинный миф оказывает сильное воздействие на способности человека. Например, человек может смело держать в руках ядовитую змею или раскаленный кусок железа, если он верит в священный миф об их происхождении. Такие случаи описываются достаточно часто. С другой стороны, миф-вымысел не открывает доступа к сверхъестественным способностям; он всегда имеет светский и развлекательный характер, в то время как сакральный миф доступен только посвященным и наделяет их способностями, которыми обладали герои и боги.
Современное двоякое отношение к мифам связано с опасениями о попадании под влияние манипуляций сознания и с недоверием к недоказуемому. Не различая между мифом и вымыслом, мы называем любой миф иллюзией, обманом или выдумкой. Таким образом, мы лишаем себя смысла и убиваем всякую живую идею, которая пронизывает нашу повседневную жизнь и служит моделью для подражания — такие, как сверхъестественные существа, обладающие могуществом и проявляющие свою творческую активность.
Нам следует осознать, что истинный миф — это живая реальность и выражение практической мудрости. Миф возвращает человека к его первоистокам и оживляет утраченные смыслы. Разработать миф невозможно с помощью технологий; он может быть только прожит и пережит человеком. В этом случае это уже не выдумка, а самая настоящая реальность. Миф не создается, он существует, и его можно лишь проявить, увидеть между строк. Сакральный миф требует активного воплощения, в отличие от мифа-вымысла, который остается отчужденной, абстрактной идеей, лишенной силы и очарования.
Просто бренд и религиозный бренд?
Давайте рассмотрим различие между обычными брендами и «религиозными» брендами, при этом не обязательно употреблять термин «религиозный» в буквальном смысле. Для наглядности применим этот анализ к компании Apple и ее основателю, Стиву Джобсу. Несмотря на частое использование данного примера, он исключительно наглядно демонстрирует разницу между этими типами брендов.
В случае Apple существует множество атрибутов, которые придают этому бренду «религиозную» окраску. Великая идея этой компании заключается в убеждении, что «творческие люди влияют на развитие мира», что является сильной ценностью и философией. Джобс как герой обладает сверхъестественными способностями и символизирует инновации. Его история борьбы с «большим братом» IBM создает эпический сюжет. Кроме того, у Apple есть огромное количество последователей по всему миру, и существует даже выражение, подчеркивающее особенное положение пользователей продукции Apple.
Интересен также символ Apple, яблоко с укусом. Этот знак обладает своей тайной и загадочностью, что является ещё одним признаком «религиозного» бренда. Все это создаёт атмосферу тайны и недоступности для профанов, подчеркивая важность и особенность продукции компании.
Однако, стоит отметить, что создание и поддержание такого «религиозного» бренда требует не только оригинальных идей, но и аккуратного баланса. Чрезмерное возвеличение и культ личности могут привести к негативным последствиям. Поэтому создание обычного, более скромного бренда также имеет свои преимущества и может быть успешным выбором для многих компаний.
Существует важное различие между обычными брендами и теми, которые можно назвать «религиозными» брендами, хотя термин «религиозный» здесь не обязательно означает принадлежность к конкретной религии. Давайте рассмотрим это различие более подробно.
Обычные бренды обычно взаимодействуют с потребителем на уровне чувственного восприятия: они используют цвета, запахи, звуки и другие сенсорные аспекты для удовлетворения эстетических и рациональных потребностей. Они стараются создать определенные ассоциации и воспоминания у каждого индивида. Для таких брендов важно, чтобы их продукт был высокого качества и соответствовал своему позиционированию на рынке.
С другой стороны, «религиозные» бренды исходят из более глубоких принципов. Они не только предлагают продукты или услуги, но и выражают определенную мировоззренческую идею. У таких брендов есть символика, которая может быть иррациональной, но она несет в себе глубокий смысл. Важно понимать, что продукт для «религиозного» бренда часто ассоциируется с инновациями, так как инновации способствуют творчеству, что важно для сакральных ценностей. Однако главной характеристикой продукта такого бренда является его роль символа, который передает определенную мировоззренческую позицию.
Кроме того, стоит отметить, что «религиозные» бренды, как и религии, обычно не признаются всеми. Они часто представляют собой меньшинство, выражающее свои сакральные идеи. Тем не менее, у таких брендов есть лояльные покупатели, которые разделяют их мировоззрение и готовы поддерживать их. Эти покупатели становятся не только потребителями, но и активными сторонниками и распространителями продукции «религиозного» бренда. Это создает уникальную динамику и доверие к таким брендам, что выходит за рамки обычных брендов, не требующих такого количества энергии и усилий для поддержания своей репутации.
Личность и бренд. Кто в доме хозяин?
Связь между мифом, личностью и брендом, включая личный бренд, представляет интересную динамику. Личный бренд, особенно у успешных специалистов, обычно имеет свою историю или «личный миф,» который служит им опорой. Этот «личный миф» может охватывать не только коммерческий успех, но также психологическое здоровье и устойчивость личности. По мере развития бренда, он начинает приобретать собственную самостоятельную жизнь и свой смысл, который уже принадлежит потребителям.
Однако, если личность не обладает четко сформулированным истинным мифом, то с течением времени она может оказаться вынуждена играть определенную роль, что может привести к деформации личности и даже разрушению. Построить личный бренд, подобно Стиву Джобсу, который стал символом инноваций и экономического творчества, может показаться достаточно легкой задачей с использованием определенных технологий. Однако, если этот бренд создан как чужеродный элемент, а не выявлен из личности, это может вызвать конфликт и отторжение.
Когда речь идет о религиозном бренде, особенно важным становится вопрос о согласованности мировоззренческих устремлений человека с его деятельностью. Религиозный бренд требует искренности и глубокого соответствия между убеждениями и действиями. В этом случае, несмотря на развитие бренда, личность всегда остается хозяином своего дома, и бренд служит инструментом для выражения ее убеждений.
В заключение, стоит отметить, что религиозный бренд может быть построен только тогда, когда существует истинное стремление стать мастером в своей области и воплотить великую идею в инновационной технологии. Обычные бренды, с другой стороны, могут быть разработаны профессионалами в области маркетинга и продаж.
Светлана Хамаганова, «Академия Лайф Коучинга»
Источник: hr-zone.net