Авторитарный стиль руководства больше не соответствует современным требованиям. Несмотря на то, что в некоторых случаях все еще можно наблюдать лидеров, претендующих на абсолютную власть и диктующих свою волю, такие методы руководства сегодня скорее исключение, чем правило.
Сотрудники, которых контролируют и ограничивают во всех аспектах их работы, часто не могут достичь наилучших результатов. Они лишены возможности полностью раскрыть свой потенциал, делать ценные предложения и высказывать собственное мнение. Однако проблема заключается в том, что руководители, привыкшие к авторитарному стилю, могут бояться потерять контроль и власть, и поэтому не готовы к коллективной работе. Коллективная работа предполагает большую самостоятельность для сотрудников и меньшую жесткость в иерархических отношениях, что, в свою очередь, может уменьшить личный и должностной авторитет руководителя. Однако именно такой подход позволяет создать конструктивное и творческое рабочее окружение.
Эффективное руководство включает в себя умение вдохновлять и мотивировать сотрудников, позволяя каждому члену команды ощущать себя активным участником общего процесса. Это искусство руководства основывается на харизматических качествах. Некоторые лидеры приходят к этому стилю руководства благодаря своей профессиональной компетентности, но затем сталкиваются с необходимостью развивать навыки общения, убеждения, мотивации и поощрения сотрудников. Однако существуют и те руководители, у которых харизма и обаяние уже врожденны и они способны убеждать и вдохновлять сотрудников своей просто своей личностью. Такие лидеры создают атмосферу, в которой сотрудники сами готовы проявлять инициативу и стремятся к саморазвитию, вдохновленные примером харизматичного руководителя.
Харизматическая личность представляет собой идеального лидера, которого люди следуют не из-за чувства обязанности, а потому, что верят в него и доверяют ему. Управление коллективом требует не только специфических навыков, но и особых качеств, как умственных, так и физических, которые позволяют мотивировать, направлять и вдохновлять людей для совместной работы. Это достижимо лишь при условии, что лидер постоянно работает над собой и совершенствует собственное «я» как личность. Тот, кто желает достичь выдающихся результатов, должен быть неординарной личностью!
Решающее значение имеет не то, какими исходными данными мы обладаем, а как мы используем их и что мы создаем из себя сами. Внутренняя сила и мотивация играют здесь решающую роль. Сосредоточьтесь на главном, не дайте себе отвлечься от цели, возьмите штурвал своей жизни в свои руки и направьте его к успеху, при этом используя харизматические качества. Для этого давайте рассмотрим основные принципы управления людьми, без которых невозможно двигаться вперед.
Первый фундаментальный принцип — это доверие.
Доверие выигрывает тот руководитель, который управляет людьми, ориентируясь на разум и сердце, берет на себя ответственность, служит примером для подражания, ценит достижения своих сотрудников, поддерживает и поощряет их, и действует справедливо. Доверие, разрушенное однажды, трудно восстановить. Нет ничего хуже для доверия, чем чувство того, что вас плохо управляют или несправедливо обращаются с вами.
Если вы стремитесь к выдающимся результатам и хотите, чтобы ваша компания достигла лидирующих позиций, вам следует не только требовать от сотрудников выполнения поставленных задач, но и самим привносить вклад и активно участвовать. Сотрудники должны видеть, что вы сами тоже трудитесь и вкладываете усилия, что вы цените их самостоятельность, творческий подход, а также честность и порядочность в отношениях с коллегами и руководством.
Второй основной принцип: установление разумных целей.
Цель, которую несет сотрудник, должна иметь смысл и стоять перед ним достойно. Это один из ключевых моментов в мотивации. Мотивация не возникает сама по себе; источником мотивации служат ясно сформулированные цели, достойные усилий и стремлений. При этом материальное вознаграждение, как подтверждают исследования, не является главным фактором мотивации. Важно вовлекать сотрудников в процесс планирования и принятия решений. Сотрудники, которых руководство видит лишь как молчаливых исполнителей, скорее всего, не будут демонстрировать интерес к работе и не будут чувствовать в себе энтузиазм.
Третий основной принцип: правильное использование потенциала сотрудников.
Для успешного использования потенциала сотрудников руководитель должен хорошо разбираться в психологии людей, знать их потребности и интересы, а также обладать профессиональным опытом и настойчивостью. Когда удается найти для сотрудника подходящую область работы, где он может полностью реализовать свои способности, он будет работать с энтузиазмом и радостью, что способствует достижению лучших результатов. При этом предприятие получает мотивированного сотрудника, заинтересованного в общем успехе, что выгодно для всех сторон. Успех и удовлетворенность сотрудников создают счастливую обстановку.
Четвертый основной принцип: совпадение целей и идентификация с ними.
Совпадение целей и понимание их важности являются краеугольными камнями для успешной совместной работы. Идентификация с общими целями делает взаимодействие более прочным и эффективным. Общие цели способствуют созданию коллективного духа и позволяют сотрудникам развивать свои способности на благо общей цели. Поэтому условия, которые содействуют максимальной реализации потенциала каждого сотрудника, являются ключевыми факторами для успешной работы команды.
Пятый основной принцип: мотивация.
Неважно, руководите ли вы пятерыми сотрудниками или пятерами сотнями, мотивация — ключевой фактор в достижении поставленных целей. Она не только мотивирует ваших сотрудников, но и является двигателем вашего собственного успеха. Мотивация означает максимальное вовлечение сотрудников в процесс принятия решений и достижения общей цели. Когда вас ценят и уважают как личность, сотрудники будут поддерживать вас в трудные времена и приложат все усилия, чтобы помочь вам. Они будут следовать вам, не из-за обязанности, а потому, что верят в вас и доверяют вам. Доверие и мотивация взаимосвязаны и способствуют успешной работе.
Шестой основной принцип: давать хороший пример.
Если вы когда-либо сами выполняли рабочие задачи, обслуживали клиентов или внедряли изменения в компьютерных системах, вы завоевываете уважение и доверие сотрудников. Показав, что вы также являетесь «одним из них», вы улучшаете взаимодействие в команде. Ваш личный пример вдохновляет других на подражание и сотрудничество. Сила, исходящая от вашей личности, влияет на производственную атмосферу, эффективность работы и общий успех команды. Современному менеджеру предъявляют высокие требования, и его характеристики включают авторитет, человечность, быструю реакцию, выносливость, дальновидность, решимость, инициативу, умение проникаться интересами сотрудников, мотивировать и воодушевлять, идти на компромисс, признавать ошибки и обладать специальными знаниями.
Николаус Б. Энкельманн |
Переведено: www.elitarium.ru