Site icon personafactor.ru

Харизматическое господство

«Харизмой» следует называть особое качество личности, которое воспринимается как необыкновенное, обладающее сверхъестественными, выдающимися или уникальными способностями и чертами, недоступными другим людям. Это качество может рассматриваться как божественное дарование или особое призвание. Исторически, харизма была связана с магами, пророками, лидерами охотников и военными героями.

Социология рассматривает харизму без ценностных оценок и различает харизму «великих» личностей, таких как герои, пророки, и спасители, а также харизму «берсеркера» – индивида с маниакальными припадками. Важно понимать, что харизма рассматривается как свойство личности, независимо от этических оценок.

  1. Значимость харизмы заключается в том, как ее признают и оценивают подчиненные. Это признание обычно связано с чудесами и удивительными деяниями. Оно рождается из склонности к откровениям, почитанию героев и вере в лидера. Однако такое признание не является основой для легитимности. Оно остается личным и выражается в вере, воодушевлении, или нужде и надежде тех, кто признает харизму личности.

Ни один пророк или харизматический лидер не рассматривает свое качество как независимое от мнения масс. Противодействие или пассивность считаются недостаточной реакцией на долг. Например, неучастие в организованных лидером действиях может быть высмеяно в обществе.

  1. Если доказательства харизмы долго не проявляются, это может свидетельствовать о том, что личность, обладавшая харизмой, больше не имеет ее или потеряла свою магическую или героическую силу. Если долгое время проходит без успешных результатов в действиях, которые руководил харизматический лидер, то его авторитет может исчезнуть. Это объясняется тем, что истинная харизма должна проявляться в благополучных исходах для подчиненных. Таким образом, харизматическая «божественная благодать» исчезает, если она не подтверждается успехами.

В истории известны случаи отвержения личности, обладавшей харизмой, даже среди древних германских королей. Примером может служить китайская история, где монарх должен был нести ответственность за различные неудачи, такие как засуха, наводнение и другие астрономические явления. Если монарх не мог обеспечить благополучие, его харизматическая легитимность ставилась под сомнение, и его назначение могло быть отозвано.

  1. Важно отметить, что харизматический лидер формирует союз на основе эмоциональной общности, а не на основе формальных иерархий или чиновнических структур. Харизматический штаб выбирается на основе харизматических качеств и призвания, а не по сословному признаку или личной зависимости. Сотрудники выбираются на основе соответствия их харизмы и важности задачи. Не существует иерархии, карьеры или правовых норм, но существует только вера вождя и его способность преобразовывать и вдохновлять. Харизматический лидер возвещает новые заповеди и создает правила, они признаются верными исключительно из-за источника этой воли. Важно понимать, что в борьбе за признание харизмы могут использоваться магические средства или привлекаться магические силы.

Харизматическое господство представляет собой нечто необыкновенное и резко отличается от рационального и традиционного форм господства, таких как бюрократическое, патриархальное, патримониальное или сословное. Последние три являются типичными формами обыденного управления, в то время как харизматическое господство обладает своей специфической природой.

Бюрократическое господство характеризуется рациональными и формализованными правилами, в то время как харизматическое господство иррационально и отчуждено от таких правил. Традиционное господство опирается на прошлые прецеденты и правила, в то время как харизма разрушает прошлое и специфически революционна в своей сущности. Харизма не подчиняется обычным формам владения и сословной иерархии, но она легитимизируется только при наличии признания и поддержки со стороны доверенных людей, учеников или последователей в период харизматической активности.

  1. Чистая харизма в своей сущности отчуждена от экономики. Она не ориентирована на экономические интересы и не использует материальные пожертвования как источник дохода, хотя иногда может требовать таких пожертвований. Харизматические лидеры могут заниматься добычей и поиском материальных ресурсов для поддержания своей власти, но это не связано с рациональной экономикой. Они не стремятся к постоянному получению регулярных доходов через организованную экономическую деятельность.

Меценатство в больших масштабах, дарения, взятки и крупные подарки могут использоваться для обеспечения потребностей харизматического лидера, а также добыча и вымогательство могут служить этой цели. Однако эти методы не являются обычными формами экономической деятельности. Вместо этого они представляют собой способы покрытия потребностей, связанных с харизматическим господством.

Отказ иезуитов от церковных должностей можно рассматривать как рациональное использование принципа отрешения от материальных ценностей. Этот принцип также применим к многим аскетам, нищенствующим орденам и верующим, которые отказываются от мирских благ ради своей веры. Большинство пророков и святых также нуждались в финансовой поддержке меценатов. В свете апостола Павла, который сказал: «Кто не работает, тот не ест», подразумевается, что каждый обязан обеспечить себя, даже если это означает занятие «побочной» работы, чтобы обеспечить свои базовые потребности. Этот принцип не связан с экономикой, а скорее с обеспечением необходимых средств к существованию, чтобы не беспокоиться о будущем.

  1. Харизматическое господство имеет огромную революционную силу в эпохах, связанных с традициями. В отличие от рациональных революционных сил, которые действуют через изменение обстоятельств и отношений к ним, харизма способна преобразовывать изнутри, меняя направление мышления и действия, переориентируя все установки в жизни и восприятие «мира». В традиционных эпохах харизма и традиция имеют общие цели и ориентации.

Харизматическое господство начинается как личное и связано с личными качествами, свойственными харизме. Однако, если это отношение продолжает существовать и развиваться, оно может стать стабильным, формируя общину единомышленников, учеников или партийную общность. В этом случае харизма может принимать форму традиционного или национального (легального) господства, либо и то, и другое одновременно, в разных аспектах. Это может быть обусловлено:

а) интересами сторонников в сохранении и развитии общины, как идейно и материально;

б) более сильными интересами управленческого штаба, таких как последователи, ученики или партийные члены, которые стремятся обеспечить стабильность и нормальное функционирование общины;

в) восстановлением семейных отношений и адаптацией к обыденной жизни вместо отрешенности от мира и экономической «изоляции».

Вопрос о преемнике харизматического лидера является критически важным для будущего общности и определяет природу социальных отношений, которые возникают в результате этого процесса. Существует несколько способов решения этого вопроса:

  1. Новый носитель харизмы ищется на основе его лидерских качеств, которые определяют его способность быть лидером. Этот процесс может быть довольно чистым и ясным, например, при выборе нового Далай-Ламы на основе признаков, связанных с божественным олицетворением в выбранном ребенке. Затем легитимность нового лидера становится связанной с этими признаками, и образуется традиция.
  2. Процесс выбора нового лидера может осуществляться через откровение, такое как оракул, жребий или божественное решение. В этом случае легитимность нового лидера производная от легитимности этой техники выбора, и происходит легализация этого выбора.
  3. Новый лидер может быть выдвинут общиной и признан ею. Это довольно распространенный способ. Например, создание римских магистратур, таких как «диктаторы», и институт «interrex» изначально имело подобный характер. Легитимность нового лидера становится результатом его назначения.
  4. Преемник харизматического лидера может быть назначен управленческим штабом и признан общиной. Этот процесс трактуется как «выбор», но это не свободный отбор, а отбор, основанный на долге и обязанности. Это не голосование большинства, а правильный выбор, и меньшинство также может поддержать этот выбор. Единогласие считается постулатом, а осознание ошибки — долгом. Тем не менее, легитимность легко ассоциируется с правовыми процедурами, часто сопровождающимися формальностями, такими как коронация королей, посвящение епископов, а также другие аналогичные обряды в разных культурах. Начальная идея о «выборе» лидера впоследствии может стать предметом обсуждения.
  5. Наследственная харизма, предполагающая, что харизма передается по крови, особенно на ближайших родственников носителя харизмы, может привести к разным порядкам наследования. Наследник может быть определен посредством вышеупомянутых методов (а) — (д), даже если он принадлежит к тому же роду. Важно отметить, что порядок наследования может существенно различаться от порядка наследования других прав и имущества. Например, на средневековом Западе и в Японии был распространен принцип права старшего сына на наследование власти, что способствовало укреплению политических союзов и уменьшению борьбы между претендентами из одного рода, в котором харизма передавалась по наследству.

Таким образом, вера больше не зависит от харизматических качеств личности, а от законного наследственного порядка. Это процесс традиционализации и легализации. Понятие «божьей милости» приобретает совершенно новый смысл и означает, что человек обладает правом, независимым от признания подчиненных. Личная харизма может быть совершенно необязательной.

Сюда относятся формы правления, такие как наследственная монархия, иерократии в Азии и наследственная харизма родов, которая определяет ранг и статус в различных общинах и приходах.

  1. Существует также представление о харизме как о магическом качестве, которое может быть передано или вызвано у других через ритуальные средства. Это приводит к созданию должностной харизмы, где вера в легитимность больше не зависит от личности, а от качеств и эффективности ритуальных актов.

Примерами могут служить миропомазание священника, его посвящение в должность, а также коронация короля, которые могут усилить или передать харизму. Понятие «character indelibilis» означает отделение способностей, связанных с должностной харизмой, от личных качеств священника. Этот аспект вызывал долгие конфликты, начиная с раскола донатистов и монтанистов и заканчивая пуританской реформацией, в которой уделяется внимание роли крещения. Например, у квакеров термин «наемник» применяется к проповедникам в силу их должностной харизмы.

Таким образом, авторитарный характер харизматической легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном ключе. Фактическое признание лидера полностью зависит от признания его подчиненными, что основано на его «доказательстве». В процессе рационализации отношений в социальных группах возникает идея, что это признание, вместо того чтобы быть следствием легитимности, может рассматриваться как ее основа (демократическая легитимность). Выдвижение лидера управленческим штабом рассматривается как «предвыборы», его предложение как «предложение», а признание обществом даже как «выбор». Лидер, который легитимен благодаря своей харизме, становится лидером благодаря признанию со стороны подчиненных, которые свободно выбирают, поднимают на пост и могут в случае необходимости отстранить, так как утрата харизмы и ее доказательства означает утрату истинной легитимности.

В данном контексте, власть имеющего лидера воспринимается как свободно избранного вождя. Это также приводит к признанию общины харизматических правовых положений и идеи, что община может собственноручно устанавливать, признавать и отменять правила как в общем, так и в частных случаях. В то время как в условиях подлинной харизматической власти споры о «справедливых» правилах фактически разрешаются решением общины, но при психологическом давлении, при этом существует только одно обязательное и правильное решение. Таким образом, обсуждение правила становится ближе к идее легальности.

Один из важных переходных типов в этом контексте — плебисцитарное господство. В современных государствах это выражается в форме «партийного вождизма». Однако этот принцип существует повсюду, где власть имеющий чувствует себя легитимным представителем масс и признанным таковым. Плебисцит становится средством для отвода легитимности власти на основе формального или формально-свободного выбора подчиненных.

Принцип «выбора», как переосмысление харизмы, который применяется к лидеру, может также применяться к управленческому штабу. Выборные чиновники, легитимность власти которых зависит от доверия подчиненных и которые могут быть отозваны в случае недовольства подчиненных, характерны для «демократий» определенного типа, таких как Соединенные Штаты Америки. Эти чиновники не являются «бюрократическими» фигурами и занимают свои должности на основе собственной легитимности, находясь в слабой иерархической зависимости и имея возможность продвижения и действия, независимые от «начальника». В этом контексте, такое управление, созданное из выборных чиновников, считается менее бюрократичным по сравнению с управлением, состоящим из назначенных чиновников.

Примерами данного типа лидерства являются диктаторы античных и современных революций, такие как древнегреческие айсимнеты, тираны и демагоги, а также Гракх и его последователи в Риме, Capitani del popolo и городские ремесленники в итальянских городах-государствах, а также демократическая диктатура в Цюрихе (в контексте Германии). В современных государствах эту форму лидерства можно увидеть в правлении Кромвеля, революционных узурпаторов власти и плебисцитарном империализме во Франции. Несмотря на стремление придать легитимность этой форме управления, она все равно требует признания суверенного народа через плебисцит.

Управленческий штаб этого типа революционной диктатуры формируется на основе харизмы и рекрутируется из одаренных плебеев. На вершине власти находится личный управленческий штаб, который действует на основе чистого мандата и может быть отстранен при необходимости. В революционных диктатурах справедливость действует на основе материальной справедливости, учитывая утилитарные цели и государственные потребности, что параллельно с тем, что происходит в рамках социологии права. «Обудничивание» революционной харизмы выявляет подобное изменение, аналогично происходящее в армиях, как, например, английское наемное войско, набираемое на добровольной основе, или система префектур во Франции, остатки харизматического управления революционной плебисцитарной диктатуры.

Ясно, что высокие результаты не могут быть достигнуты при помощи штаба чиновников, набранных по формальным правилам. Например, можно привести сравнение между выборными чиновниками в отдельных штатах Америки и назначенными чиновниками Федерального правительства, а также сравнение деятельности коммунальных выборных чиновников с деятельностью комитетов, назначенных плебисцитарными мэрами-реформистами по их собственному усмотрению.

Тип демократии с вождем, характеризующийся стремлением к минимизации господства одного человека над другим, противопоставляется типам демократии без вождя.

В демократии с вождем эмоциональная привязанность и доверие к вождю играют важную роль. Это приводит к склонности следовать за лидером, который выделяется своей необычной, обещающей многое и вдохновляющей деятельностью. Эта тенденция к утопии часто присутствует в революциях, связанных с демократией с вождем. В настоящее время грани рациональности такого управления активно обсуждаются и исследуются.

В разделе 1, бонапартизм служит классическим примером антиавторитарного переосмысления харизмы. Под руководством Наполеона I были внесены важные изменения, включая введение Кодекса Наполеона, принудительное разделение наследства, а также разрушение наследственных властей как внутри Франции, так и за ее пределами. Были также созданы ленные поместья для высокопоставленных лиц, что означало некоторое улучшение материального положения мелких буржуа. Под руководством Наполеона III продолжились буржуазные тенденции, призывая к обогащению, и внимание уделялось гигантским строительным проектам. Credit Mobilier также был важной частью этого процесса с известными последствиями.

В разделе 2, греческая «демократия» времен Перикла служит классическим примером демократии вождя. Судебные процессы в Греции велись не формально, как в Риме, где решения основывались на формальном праве, а скорее на основе «материальной» справедливости. Влияние на решения оказывались эмоции, демагогия и общественное мнение. Это привело к тому, что формальное право и правовая наука в Греции не развивались так, как в Риме. Важно отметить, что эти процессы не касались только политических аспектов, но также имели отношение к социальным и правовым вопросам.

В разделе 3, Североамериканский союз является парадигмой для выборности чиновников. Здесь часто политические функционеры могут быть выбраны, даже если они продажны, потому что страна предоставляет такие широкие экономические возможности, что, даже если миллионы граждан будут обмануты и эксплуатированы, все равно останутся источники прибыли. Часто эти профессиональные политики считаются кастой, которую рабочие не ценят. Это отличается от немецкой модели, где чиновники-профессионалы часто рассматриваются как каста, которой не интересуют интересы рабочих.

Макс Вебер
Источник: psyfactor.org

Exit mobile version